Ушу было значимой частью моей жизни. Самое важное, чему я научился — что каждый боец, с которым я сражался, неповторим. В первые 10 секунд из тех 2-3 минут, что длится раунд, я должен был подобрать стратегию под конкретного соперника.

Быстро проанализировать все плюсы и минусы человека передо мной. В чем его слабые стороны? В чем его сила? Решить, какие действия приведут к победе. При этом мне следовало сохранять спокойствие, ведь проблемы не решаются эмоциями.

Нужно было сразу прочесть личность человека, поскольку схватка начинается не на ринге. Еще раньше, когда ваши взгляды встречаются, он старается внушить тебе страх. Заявить, что он сильнее. А я должен по его поведению вычислить, как психологически показать, что сильнее здесь я.

Требовалось сверхчутье, чтобы уловить, чего он боится. Я сражался с многими бойцами и понимаю, что значит каждое движение глаз или уголков губ. В ушу я делал это ради победы. Чтобы не уступить никому мое первое место. Боевые искусства обычно связывают с агрессивными людьми. Но в ушу тебе нужна не только брутальная сила. Нужна стратегия.

Этот подход я перенес в дизайн. Но здесь мой противник — не клиент, а задача.

Заказчик приходит по мне со своим уникальным бэкграундом, мечтами, желаниями, мнениями, опытом, в том числе порой и плохим опытом работы с другими дизайнерами. Следует быть сосредоточенным, аккуратным и спокойным. В дизайне тебе не дают времени. Шансов на ошибку тоже нет. Или ты, или другой.

Здесь мне помогает эмпатия — умение чувствовать человека так, чтобы предложить ему эффективное, удобное и красивое дизайн-решение его бизнес-задачи.